Литературно-философская группа «Бастион» 27 апреля 2000 года  при поддержке ЗАО 
«Мануфактура», сетевого журнала «Русскiй Удодъ», исторического журнала «Русское 
Средневековье» и государственного выставочного зала «Галерея Нагорная» впервые провела 
церемонию награждения писателей и ученых за литературную деятельность.

В зале присутствовали известные писатели-фантасты Э.Геворкян, А.Столяров, О.Дивов, 
Е.Лукин, А.Громов, М. Тырин, Д.Янковский, поэт С.Янышев, критики А.Ройфе, М.Галина, 
Д.Володихин, А.Вознесенский, Е.Харитонов, Д.Байкалов, В Гончаров, А.Синицын, историки 
Н.Борисов, Г.Елисеев, О.Елисеева, К.Залесский, а также другие видные представители науки и 
культуры (а меня там не было, я в энто самое время находился в г.Люблине – Э.В.-Д.).

Почетные дипломы «Бастиона» были присуждены историку  Н. Борисову  и 
писателю-фантасту В. Михайлову. Главная награда –  Меч «Бастиона» была 
вручена писателю-фантасту О. Дивову за романы «Лучший экипаж Солнечной» и 
«Выбраковка». 

В церемонии участвовали представители МГУ, издательств «Мануфактура», 
«Центрполиграф», «Терра Фантастика», «Аванта+», средств массовой информации -- 
«Литературной газеты», «Экслибриса», журналов «Если»,  «Русское Средневековье», «Русскiй 
Удодъ», телевидения Юго-Западного округа г. Москвы. 

Руководство «Бастиона» выступило с изложением эстетико-философских принципов 
группы. Обращаясь к залу, Э. Геворкян повторил ранее высказанное им в телевизионном 
интервью мнение, что сообщество писателей, философов, историков и деятелей искусства 
собралось вместе далеко не случайно. Участники группы считают, что господствовавший в 
последнее время в обществе «вектор разрушения» должен быть заменен «созидательным 
вектором» развития. Идея империи притягательна для нас в той степени, в которой для людей 
разных национальностей и разных вероисповеданий притягательно обеспечение их полного 
равноправия и мирного сосуществования в одном государстве. Строительство сильного 
государства, со строгим соблюдением законов – единственная возможность выжить для такого 
пестрого в национальном смысле сообщества как Россия. Между тем в течение полутора 
последних веков «так называемая великая русская литература», сказал Геворкян, занималась 
исключительно делами и проблемами маленького человека, морально осуждая всякую победу и 
вставая на сторону побежденного. Это была литература «пораженцев», и при том влиянии, 
которое в нашем обществе имеет печатное слово она не могла не привести всю страну к 
«поражению» – будь то крах государственности или духовный кризис культуры. Прямая 
обязанность писателей сделать «продаваемую» историю. Из грязной и кровавой истории 
Франции, где предательство помножено на цинизм и усугублено глупостью, А. Дюма смог 
сделать рассказ о любви и благородстве. 

Тему продолжил Д. Володихин, который поднял вопрос об «эстетики империи», 
пожалуй, самом главном критерии, который приковывает или отталкивает симпатии людей к 
этому феномену. Само по себе понятие «империя», по мысли Володихина, в наши дни  
перегружено негативным смыслом. Неотъемлемой частью «определения» империи считается 
подавление несогласных, военная агрессия, культурная отсталость… Между тем империя -- это 
лишь государство, объединяющее в себе разные этнические, религиозные и культурные 
традиции, образуя некую «цветущую сложность». Следует избавиться от клишированных 
представлений об империи как «мировом зле» и задуматься над тем, что многие народы-
реликты и пестрое культурное разнообразие современного мира смогли сохраниться, именно 
благодаря существованию огромных империй, не позволявших соседним племенам вырезать 
друг друга. Охранительная сущность империй сыграла защитную роль для судеб многих 
народов, как бы консервируя их культуру и быт. Империя – историческая форма организации 
общества, к которой стоит относиться положительно.

Выступление историка Н. Борисова, специалиста по средневековой Руси, 
сконцентрировало внимание зала на вопросах постепенного и сложного строительства 
Московского государства. Борисов один из немногих авторов, способных достаточно ярко и 
живо донести до читателя сугубо научные проблемы, касающиеся отдаленного прошлого нашей 
страны. Его перу принадлежат биографии московских князей Ивана Калиты и Ивана III. 
 
Высказанные идеи вызвали оживленную дискуссию в зале, которая сконцентрировалась 
вокруг вопроса об истории и морали. Возможно ли вторгаться в жизнь прошлого с сегодняшней 
моралью? Можно ли полностью абстрагироваться от оценки действий политических деятелей 
прошлого (например, от убийства Тверских князей Московскими)?

Дора Шифтман