ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

        Вот мы и добрались до так называемого "Путеводителя № 5", когда опять приходится вылезать со своими замечаниями одному из публикаторов. Если все уже забыли, то я хочу напомнить, что "Путеводители" изначально задумывались не как "прикол", а как особое упражнение в нетрадиционном восприятии реальности, которое дед Иван Конаковский предложил лучшему из своих учеников - Лёше Сидоренко. Лёша исправно это упражнение выполнял, пока весной 1992 г. неожиданно не загремел в больницу с гепатитом (вроде бы).
        Мы же, как обычно, собрались в воскресенье у деда Ивана, и тут он неожиданно предложил двоим из группы тоже напрячься и сделать "Путеводитель". Никто Лёшино "упражнение" на себя взваливать не хотел, но, в конце концов, вызвались Вадим Нифонтов и Роман Сарецкий. Они "напряглись", но деда Ивана их "напряг" не порадовал. Он прочитал текст, покряхтел, почесал бороду и наконец налил себе стакан самогону. Выпил и произнес: "Нет, не то, не то, не воспринимаете..." На том дело и закончилось. Когда же Лёша наконец выбрался из больницы, то засел за новый "Путеводитель". Ребята притащили ему свой текст, он посмотрел, пожал плечами и сказал: "Не знаю, чего тут не понравилось..." Очередной путеводитель он демонстративно озаглавил "Путеводитель № 6", но дед Иван почему-то с ним вполне согласился.
        Примерно год назад Нифонтов и Сарецкий состряпали роман "Раздолбаи", где весьма издевательски изобразили не только нашу группу, но и вообще всю безумную обстановку начала 90-х. Я на них страшно разозлился, а вот Лёша отреагировал достаточно спокойно. (Хотя ему досталось чуть ли не больше всех). Выслушав мои длительные вопли, Лёша сказал только одно: "А, может быть, они и правы. Может быть так все и было. Исходя из их конструкции реальности". И попросил меня обязательно издать "Путеводитель № 5". Что я и делаю.

        Отар Хаммикадзе


        В. Нифонтов и Р. Сарецкий

МОЖАЙСК И МАЛОЯРОСЛАВЕЦ
/путеводитель № 5/


Раздел 1. Можайск.
        "Загнать за Можайск."
        /вариант пословицы/.
        Этот путеводитель, к сожалению, не был составлен нашим постоянным автором - Алексеем Сидоренко. Он в Можайской экспедиции не участвовала и в записях ее не отразил. А жаль, если память о ней пропадет. В Можайске-то было "богато хто"... Поэтому путеводитель пришлось составить нам. Читайте. А если будут возражения - пишите. /Адрес старый - "На деревню, дедушке, Ивану Конаковскому..."/
        Одно предупреждение - при подготовке экспедиции в Можайск следует обратить особое внимание на ее состав. Один случайный человек - и все путешествие будет испорчено. Так уж здесь устроено бытие. Своеобразно.
        1. Железнодорожный вокзал г. Можайск. Знаменит своим книжным киоском, где можно купить один том из сочинения Т. Мэллори "Смерть короля Артура" и книгу "Бучилище благочестия" (видимо, о Московской патриархии). После этого можете осмотреться - перед вами Можайск.
        "Можайск, г., райцентр в Московской обл., на р. Москве. Железнодорожная станция, /была обнаружена/; медико-инструментальный завод, швейная фабрика и др. /не были обнаружены/. Изв. с 1231г. "/С.Э.С./ Посмотрели? Подумали? Теперь идите.
        2. Детский сад. Опасен для суеверных путешественников. Любимое развлечение детишек в г. Можайске -подстеречь одинокого путника, дождаться, пока он подойдет к воротам детсада, и выйти ему навстречу с четырьмя маленькими пустыми ведерками. На счастье.
        3. Дом местной власти. Выстроен еще в "те" годы и украшен полосатым флагом Российской Федерации. Послужил поводом для создания рассказа о чудесном воскрешении большевика Ивана Бабушкина в 1992 г. и его реакции на все кругом.
        4. Здание смутной формы и непонятного предназначения. Обследовано не было, и сколько-нибудь разумной теории о его сущности так создано и не было.
         5. Памятник "Шаман" /вариантное название "Дуче, раздирающий грузина"/. Подробно описан в "Словаре "/см./ Выражает непонятную идею.
        Неизбежное примечание из "Словаря":
        ДУЧЕ, РАЗДИРАЮЩИЙ ГРУЗИНА (можайск.) - памятник в г. Можайск, выражающий непонятную идею. Представляет собой человека на краю пропасти с высоко воздетыми руками. Получил также название "ШАМАН".
        6. Гостиница "Можайск". Здесь имеются пятикоечные номера, что и было оценено Можайской экспедицией. В подобном номере можно жить, выпивать, обмениваться колкостями, дарить друг другу кусочки распиленного сидения от унитаза и совершать массу других неосмысленных поступков. Среди других гостиничных номеров выделяется номер 14, посвященный памяти Эдмунда Киша и Ганса Гербигера. Именно здесь одна часть комнаты отгорожена от другой части стеной из полупрозрачных пластин. Стена названа "Стеклянным морем", в честь первой книги тетралогии Э. Киша об Атлантиде. За ней /за стеной/ можно включить свет, потушить все остальное электрическое освещение и, наслаждаясь сиянием "моря", вести разнообразные беседы.
        ;7. Трехэтажный дом, на фоне которого сфотографировалась Можайская экспедиция. По каким причинам это было сделано - народная память не сохранила.
        8. Холм, на котором стоит масонский храм. Был взят штурмом. Во время этого предприятия участники экспедиции получили повреждения. Повторять восхождение не рекомендуем. Можно повторить дискуссию о переводах романов Достоевского на португальский /особенно романа "Демони"./
        9. Масонский храм. Украшен "Моген Довидами" и выстроен, предположительно, Баженовым. При большевиках был населен чертями. Очень большой. Чертям было где развернуться...
         10. Разнообразные карусели. Зачем они были установлены на этом месте - непонятно. Возможно, - тоже для чертей, которые, как открыл еще святитель Игнатий Брянчанинов, любят раскачиваться на самых разных предметах. Можете пораскачиваться и вы, дети СССР. А можете посидеть верхом на модели карликового верблюда. И то, и другое - совершенно бесплатно.

        Не неизбежное, но любопытное примечание:
        Рассказ о специфических повадках чертей в свое время был приведен в книге о. Серафима Роуза "НЛО в свете православной веры". Привожу эту историю дословно: "Епископ Игнатий Брянчанинов с благоговейным страхом и плохим предчувствием описывает видение простого русского кузнеца из деревни близ Санкт-Петербурга на заре нашей эпохи - эпохи безверия и революции. Среди бела дня кузнец вдруг увидел великое множество демонов, с виду похожих на людей. Они сидели в лесу, на ветвях деревьев в странных одеяниях и остроконечных шапках, и пели в сопровождении невероятных таинственных музыкальных инструментов жуткую и безобразную песню: "Наши годы настают, наша воля выполняется". (О.Х.)
        11. Великий Можайский вал. С него открывается прекрасный вид на г. Можайск. Если желаете, то постойте здесь, полюбуйтесь открывающимися пейзажами и заодно поломайте голову над вопросом - как спуститься вниз, ничего себе не сломав.
        12. Безымянный приток Москва-реки. Загажен на удивление. При прогулке вдоль него была проведена психолингвистическая дискуссия о слове "дерьмо".
        13. Дома местных фермеров. Очень хорошие.
        14. Голое поле, посреди которого экспедиция ухитрилась потерять некоторое число своих участников. Люди, будьте бдительны!
        15. Можайский институт государственных стандартов. Выглядит институт как совершенно разваленная халабуда. Теперь ясно, почему в наши стандарты никуда не годятся. Возле института В.Эскизов прочитал народу лекцию о чувашской интеллигенции.
        16. Можайский Лужецкий монастырь. Заселен людьми и чертями. Судя по отсутствию следов боевых действий, сосуществование столь разных биологических видов протекает в мирной форме. Экспедицией была обследована угловая башня, названная "Приютом токсикомана" и колокольня центрального храма.
        17. Поле, по которому собачка бежала питаться падалью. Яма с падалью на этот раз обнаружена не была.
        18. р. Москва. По обыкновению, выглядит ужасно.
        19. Дом агронома товарища Шишкина. Одновременно биостанция. Знаменита своими круглыми окнами. Биостанция закрыта после разгрома единственно верной теории наследственности и изменчивости им. Т.Д. Лысенко.
        Таковы достопримечательности Можайска. Явно, что многое в описании было упущено, но здесь ничего не поделаешь. Нашей экспедицией было нарушено главное правило для отправляющихся в Можайск -- "Никого лишних" - и потому познание действительности было затруднено. Надеемся, что другим повезет больше. Лишних не брать!

Раздел 2. Малоярославец.


        "Это город Малоярославец,
        Малоярославец, вам говорят."
        /Народная песня/

        Путеводитель по Малоярославцу возник по тем же причинам, что и Можайский /см. предисловие к разделу 1 путеводителя/. Ничего не должно пропасть в народной памяти. А уж Малоярославец этого заслуживает. Без сомнения.
        Часть 1. Дорога на Малоярославец.
        Что мы знали о Малоярославце, когда отправлялись в экспедицию? Да ничего! Собственно, сначала экспедиция планировалась в Калугу, но по не зависевшим от ее участников причинам приехала в Малоярославец.
        Официальные данные о Малоярославце скудны: "Малоярославец, г., райцентр в Калужской обл., на р. Лужа /!/. Ж.-д. ст., металлообрабат., мебельные, швейные, пищевые предприятия /экспедицией обнаружены не были. И слава Богу!/ Осн. в конце Х1У в., до 1485 г. - Ярославец. "/С.Э.С./
        Герб Малоярославца - медведь с секирой, показывающий кулак неизвестно кому. Еще под Малоярославец приходили татары и были разбиты, приходили французы и были разбиты, приходили немцы и были разбиты... Почему все вышеупомянутые захватчики стремились в Малоярославец, где их постоянно бьют, остается нерешенной исторической загадкой. Теперь несколько вводных замечаний о дороге к этому городу.
        1. Отправляться в путь надо с Киевского вокзала. По мнению авторов - хуже Киевского вокзала, только Павелецкий. По мнению независимых экспертов - хуже Киевского вообще ничего нет. Чтобы успешно добраться до Малоярославца, нужно, как уже говорилось, твердо решить поехать в Калугу, собраться в 9.00. на Киевской-кольцевой в центре зала, купить билеты и обнаружить, что сесть в Калужскую электричку нельзя. Даже на крышу. Не пугайтесь. После ожесточенной дискуссии и всяких дурацких предложений, типа, ехать в Толстопальцево и на Шарапову охоту, все решают отправится в Малоярославец. А вот и Малоярославскую электричку подали ...
        2. Что делать во время путешествия? Во время путешествия можно решать кроссворды, сочинять народную песню "Хава Могила", рассказывать об окнопоклонничестве у кошачьих, наблюдать жизнь мягков и их туалеты с тремя дверями, а также вести антисемитские беседы о повадках колорадских жидов.
        Еще можно спать /а можно и не спать/.
        3. Ни в коем случае не открывать окна. В них влезут. Мы не открыли и не раскаиваемся.

        Часть 2. Город Малоярославец.

        1. Железнодорожный вокзал. Вы сюда приехали и отсюда уедете. Ничем не примечателен.
        2. Привокзальный рынок. Здесь вы можете побродить, купить сигареты и узнать, что общественный транспорт в г. Малоярославце еще не изобрели. Так что до гостиницы придется добираться пешком.
        3. Модель Великой Китайской стены. Была обнаружена и обследована Малоярославской экспедицией. По стене можно гулять, попутно вспоминая, как будет произноситься ее название на всех известных вам языках./Лингвистические проблемы вообще резко обостряются у приехавших в Малоярославец. Почему - неизвестно./
        ;4. Детский сад с идолами. Идолы изображают злых ежей. Функциональное их назначение осталось тайной.
        5. Здание городской милиции. Мимо него вы будете прогуливаться днем и ночью. Почему-то пробуждает самые разрушительные инстинкты. Не поддавайтесь им. С психозами надо бороться.
        6. Главная /и единственная/ гостиница г. Малоярославец. Хотя на одной из ее стен написано "Мотель", называется она "Дружба". Населена испуганными гостиничными работниками, крайне изумляющимися вашему желанию поселиться в сем обиталище. Еще здесь нелегально живет совершенно целый и невредимый Н.Чаушеску с бабой Леной Чаушеску. Многие их узнали. Еще бы!
        В гостинице пройдет большая часть вашего пребывания в Малоярославце /вечер, ночь и утро/.
        Здесь можно: обсудить новое либретто оперы "Образованщина", написанное Анджеем Валицким на запорожском материале, задумать и не провести спиритический сеанс с вызыванием духов В.С. Высоцкого и В.И. Чапаева, устроить дегустацию Ерофеевских вин и отпраздновать очередную годовщину Вальпургиевых ночей.
        Нельзя: петь колыбельные песни, ибо попытка исполнить таковые сразу же приведет в номер гостиничных служителей. Причину столь болезненной реакции опять-таки установить не удалось. Жить можно в любых номерах, но у вашего номера обязательно должен быть балкон. С него вы будете наблюдать жизнь г. Малоярославца.

        Отступление:
        "Жизнь г. Малоярославца, как она видится с балкона гостиницы "Дружба".
        "Из всех средств передвижения важнейшим для нас является велосипед". В Малоярославце это понимаешь особенно ясно. Коренной малоярославец садится на велосипед в трехлетнем возрасте и слезает с него перед тем, как залезть в гроб. Никакого другого вида транспорта в городе не признают. Личный автомобиль (очень хороший) имеет только Н.Чаушеску, да и тот стесняется им пользоваться.
        Среди жизнерадостных велосипедистов, шныряющих по улице мимо вашей гостиницы, следует выделишь дедушку Митрича и его внучка. Как только услышите отдаленное "И-и-и-и-и..." -- знайте -- это он. Пугаться не надо - по всей видимости дедушка и внучек опять едут в Калугу, на каруселях кататься.
        Животный мир Малоярославца достаточно богат -- рано или поздно под вашим окном появится большой зарбазан и будет смотреть на вас умоляющими глазами. Зарбазан вечно хочет есть и, судя по экспериментам, поставленным народным академиком Б. Рытиковым, готов есть даже совсем непригодные для этого вещи: спички, окурки сигарет "Полёт", конфетные фантики и т.д. Из этого факта участники экспедиции сделали вывод, что зарбазан принадлежит Н.Чаушеску и добром это не кончится. Напротив гостиницы живет дедушка /не Митрич, а другой/. На полянке перед его домом можно постоянно наблюдать икуров, обижающих ицов и ицов, обижаемых икурами. К 9 часам вечера жизнь в Малоярославце замирает. Можете спокойно отправляться гулять - шанс, что вы кого-то встретите - минимальный.

        Очередные примечания из "Словаря":
        ИКУР - злое домашнее животное, обижающее ица (см.). Живет у дедушки (см.).
        *** Цитата из песни "Дедушка"(см.):

"Его икур ица обидит,
Наш дедушка совсем плохой".

        ИЦ - доброе домашнее животное, обижаемое икуром (см.). Живет у дедушки (см.).
        "ДЕДУШКА" - широко известная народная песня, поющаяся на мотив другой широко известной песни - "Гудки". В песне упоминается курица, которая может обидеть, а также дается определение глухого человека. Впоследствии была сочинена песня "Дедушка-2".
        ЗАРБАЗАН (зарайск.) - всякое четвероногое млекопитающее, покрытое шерстью. Среди зарбазанов иногда встречается бессмысленная биомасса. Например, кот - зарбазан, но слон или бегемот - не зарбазаны. Выражение введено в народный язык св. Филом Зарайским. В последнее время термин используется только по отношению к собакам, что свидетельствует об архаических тенденциях в Народном языке, о своего рода "возвращении к истокам".

        Маленькое предупреждение всем, следующим Главному правилу дяди Скруджа /"Ранней пташке - жирный червяк"/. В Малоярославце оно не работает. Проснувшийся рано может увидеть жарким майским утром идущего по улице мужика с лыжами и испытать очень неприятный шок. Так что - спите крепче.
        /Конец отступления/.
        7. Загадочные квадратные сооружения, обнаруженные во всех, без исключения, дворах г. Малоярославца. Обычно в них сидят очень угрюмые арийские дети и размышляют о судьбах человечества. Вероятно, сооружения - часть пенитенциарно-карательной система города, а замеченные экспедицией дети являлись "воспитуемыми". Пустующие сооружения пригодны для изготовления фотографий типа "Детки в клетке".
        ;8. Памятник, выражающий непонятную идею. Характерно, что количество таких памятников постоянно увеличивается. Что-то готовится, кто-то идет...
        9. Дом для оккупационных властей. Хороший, но недостроенный.
        10. Тумба с указанием достопримечательностей г. Малоярославца. Вся имеющаяся на ней информация истине не соответствует.
        11. Часовня, посвященная войне 1812 г. Возле находящейся здесь же пушки можно сфотографироваться и покривляться.
        12. Памятник войне 1812 г. Трое чеченов, постоянно околачивающихся возле памятника, частью мемориальных сооружений не являются.
        13. Еще один памятник войне 1812 г. Здесь чеченов нет, и поэтому можно спокойно сфотографироваться, попытаться поднять цепи ограждения и передохнуть.         14. Малоярославский урман. Необитаем.
        15. Местный музей. Закрыт. После обследования рисунков на его стенах экспедицией был сделан вывод о недостаточной изученности русской истории начала XIX в. Судя по костюмам, вооружению и внешнему виду изображенных на рисунках солдат, историками до сих пор не была исследована локальная гражданская война, проходившая в Малоярославце между 1801 и 1826 гг. Отчего никто до сих пор не занялся этой тайной - не ясно.
        16. Булочная. Бесполезна, потому что хлеб в г. Малоярославце не продают. Лучше купить пряники в п.17.
        17. Магазин колониальных товаров. Здесь можно купить тульские пряники и сделать вывод, что Тула раньше была колонией Калуги. На стене магазина изображен раввин Шнеерсон, который, при более подробном рассмотрении, оказался Циолковским.
        18. Центральный храм г. Малоярославца. Закрыт по непонятным причинам.
        19. Центральный масонский храм г. Малоярославца. Открыт был по причине 1-го мая. Сооружен дедом известного русского путешественника А.Н. Радищева. Производит удручающее впечатление.
        20. Монастырь, идентифицировать который не удалось. Знаменит своими двойными воротами и тем, что во время большевистского владычества на его колокольню была водружена большая металлическая сфера. Истинные мотивы этого поступка большевистская власть унесла в могилу вместе с собой.
        21. Миква. Одна из основных достопримечательностей г. Малоярославца. Заключена в деревянную конуру. Здесь, под возгласы сопровождающих, -- "Кошер!" /или "Трефа!"/, можно совершить омовение.
        22. Памятник жертвам фашизма. Создан художником-авангардистом, пожелавшим остаться неизвестным /и правильно/. Представляет из себя кусок монастырской стены, обмотанный колючей проволокой.
        23. Малоярославское городище. Вообще, язычество в Малоярославце не изжито, и до сих пор имеет своих последователей. По наблюдениям известного мифолога и гоеведа В.Эскизова, малоярославцы впали в поклонение Молоху, которого по неизвестной причине называют "Погта" (сие написано на всех почтовых ящиках). Поклонение и совершается на указанном городище, где также был обнаружен металлический жертвенник, переделанный из печки-буржуйки. Отсюда открывается прекрасный вид на окрестности Малоярославца и р. Лужа. Судя по пожарищам и вспыхивающим там и тут разрывам в районе города по-прежнему идут боевые действия. Одно из двух: либо гражданская война 1801-1826 гг. не прекратилась и по сей день, либо войска генералов Д.С. Дохтурова и Н.Н. Раевского все еще не допускают прорыва Наполеоновской армии к Калуге.
        24. Наземные качели. Были несколько раз опрокинуты самыми разными участниками нашей экспедиции. Покачаться же не удалось никому. Видимо, это просто ловушка для незадачливых туристов.
        25. р. Лужа. Названию своему соответствует, ибо весьма узка и мелководна. Населена водорослями.
        26. Загадочная конструкция, названная экспедиционными знатоками украинской жизни "ставком". Выглядит как источник, обитый досками и огороженный рейками. Возможно, модификация миквы. Произвела неизгладимое впечатление на Народ. Здесь можно сидеть, созерцать весьма живописное окружающее и беседовать о заурбанизированности Федеративной Республики Германии.
        27. Малоярославская эпидемиологическая станция. Можете посетить это заведение и попросить килограмм чумы, столбняка или сыпного тифа. Не откажут.
        28. Дом местного скульптора-анималиста. Им создано огромное количество скульптур рогов /ползущих, стоящих и лежащих/, а также вращающееся кресло, испытанное Д. Викторовым.

        Примечание из "Словаря":
        РОГИ (селигерск.) - 1) малоподвижные существа, способные переползать с места на место. Термин заимствован из популярной Народной песни - городского романса "Пара гнедых", описывающего утренние ощущения перепившего: "Тихо туманное утро в столице. По улице медленно роги ползут". 2) проявление недовольства чем-либо ("выказывать свои роги" - взято из повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота").

        Вот, вроде и все достопамятности и достопримечательности г. Малоярославца. Не торопясь, возвращайтесь на вокзал, по дороге пытаясь перевести предсмертное стихотворение великого русского поэта И.С. Баркова на английский, французский и немецкий, а также рассуждая о роли нетабуированной лексики в развитии культуры глухих. Электричка уже стоит у платформы. Остается лишь купить билеты и... Но не расстраивайтесь. Не все еще познано на Киевской дороге. Впереди - Калуга.

        Финальное примечание (вроде бы ни к чему, но не все же являются знатоками творчества и биографии И.С. Баркова):
        Согласно распространенному мифу, посмертную записку Ивана Степановича обнаружили у него в заднице, и звучала она так: "Жил грешно, умирал смешно". Вспоминается философское рассуждение Дениса Викторова (ныне зам. главного редактора журнала "Инфобизнес") по этому поводу, сделанное на конаковском базаре: "Вот так живешь, живешь, потом помрешь, и у тебя в жопе найдут какую-нибудь глупость...". (О.Х.)