Алексей Сидоренко

ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ

Путеводитель № 7

(часть 1)

"Нас, без сомнения,

Ждут приключения -

Мы ведь не любим скучать

/неизвестный автор/

Многоуважаемые читатели! Вот вы снова держите в руках очередной путеводитель и снова надеетесь узнать что-то новое. Вы это узнаете. Позднее. А пока, по уже сложившейся в издательстве традиции, сначала - о том, что не было упомянуто в предыдущих изданиях. И не будет упомянуто в последующих.

1. Прежде всего следует отметить следующий факт. Падение Тындыкского метеорита /см. "Путеводитель № 6"/ не осталось незамеченным учеными. Здесь мы; имеем в виду не многочисленных историков, изучающих тындыкское народное творчество, но и ученых других специальностей. В частности именно в этих местах работала одна из экспедиций Л. А. Кулика - известного специалиста в области метеоритов. Результаты ее работы пока неизвестны. Работала экспедиция где-то в районе карьера Ладыженского, откуда Б. Рытиков принес именной кол самого Леонида Александровича, благополучно им же сожженный в костре.

2. Теперь в нашем распоряжении есть новые факты из незаслуженно забытой биографии великого изобретателя П.М. Голубицкого. Вот что о нем сказано в БСЭ: “Голубицкий Павел Михайлович /16 /28/ марта 1845 /Таруса/ - 27января /19 февраля/ 1911 /там же/, русский изобретатель в области телефонии. Окончил физ-мат. ф-т Петербургского ун-та /1870/. Создал первый оригинальный телефон, т.н. телефон-вибратор /1878/, изобрел многополюсные телефоны /1882/, микрофон с угольным порошком /1883/, микрофон с гребенчатым расположением углей /1885/; в том же году разработал систему питания микрофонов абонентов от общей батареи .находящейся на центр.тел.станции, что позволило создавать крупные сети городов. Изобрел коммутатор /1886/, позволяющий соединять попарно неск. тел. линий. Г. -пионер внедрения тел. связи на ж/д транспорте. Сочинения: "Применение телефонов на железных дорогах" М, 1890. Лит-ра: Яроцкий А.В. "П.М. Голубицкий - пионер отечественной телефонии" М, 1954г." Вот такая вот информация, из которой можно сделать только 3 вывода. Не больше.

- надо быть в достаточной степени великим изобретателем, чтобы создать телефоны для всех многочисленных полюсов Земли: северного, южного, магнитного, холода, тепла и биологической недоступности, которые в те годы еще не были открыты. А телефоны для них уже изобрели.

- вопрос применения телефонов на железных дорогах в настоящее время почти решен. Почти на каждой станции есть телефон. Теперь дело за малым - поставить телефоны на поездах. Правда, как это сделать знал только сам Голубицкий, и тайну эту он унес в свою могилу /которая, по всей видимости, находится где-то в Тарусе/. А телефония продолжает умирать.

-а третий вывод мы предоставляем вам сделать самим. В нем вы можете отразить великое пионерство творца непонятных изобретений. Или что-то другое.

3. Немного о человеке, преобразившем благословенную Тверскую область /и частично Новгородскую/ -- о М.И. Сердюкове. "Сердюков Михаил Иванович/1677-1754/, русский гидротехник". То, что он сделал, описано в книгах Л.Ильиной и А.Грахова "Волхов" и В. А. Горелова "Речные каналы в России. К истории русских каналов в 18 веке.", которые вы можете прочесть в свободное время. А пока процитируем из первой вышеуказанной книги /ибо вторую добыть так и не удалось/, что там сказано о Валдайском озере. "Аще бы кто искусом восхощет видеть то место временно, мню восхощет изыйти вечно... Бе бо вельми любимо место, понеже красно зело "/патриарх Никон/. Теперь понятно нынешнее состояние окружающих озеро мест по части чертей и бесов. После постройки Иверского монастыря /"...Подворье его окружали деревянные стены с 10 башнями, а Успенский собор, построенный в 1656г.,являлся одним из самых больших соборов России 17в."/ к нему, как обычно и происходит в подобных случаях, стали приходить многочисленные люди, одержимые не менее многочисленными бесами. Но, увидев "вельми любимое место", они /т.е. бесы /"восхощевали /?/ изыйти". Таким образом, одержимые исцелялись и удалялись, а черти оставались и накоплялись там. "И живут, живут, живут..."

4. Еще на Валдайском озере находится Валдайская научно-исследовательская гидрологическая лаборатория /ВНИГЛ/ имени В.А. Урываева /?/, которая изучает режимы испарения воды из почвы и с поверхности воды. Для этого построен Валдайский гидравлический испаритель большой модели - некий металлический цилиндр, в который помещен кусок окружающей среды "...его вес - около 25т., площадь 25 кв. м. "точность измерений + 0,01мм." Такой испаритель -единственный в мире /оставлю информацию без комментария/. А выяснил этот испаритель следующее: "...с Валдайского озера ежегодно испаряется полуметровый слой воды." Теперь вам станет понятно постоянное присутствие в тех местах валдайской погоды, стремящейся восполнить утраты от испарения. Иногда ей это удается...

5. Есть такая книга - "Путешествие за тайной" под редакцией Б.В. Москвина /Профиздат,1990г./. Довольно-таки информативная книга. И вот что там еще говорится о Валдае - здесь мы не будем цитировать, а просто кратко перескажем. Валдай упоминали в своих трудах не только Радищев и Языков, но и Пушкин /где-то в "Евгении Онегине"/, А.Н. Толстой /в "Петре 1-ом"/ и академик Паллас: "Валдай-это большое и примечания достойное село"/из не установленного источника 1768-го года/. В 1570г. Иван Грозный, идя войной на Новгород, попутно стер Валдай с лица Земли /?/. В 1611г. его разрушают шведы /?! /. В 1653г. построили церковь Иверской богоматери, в честь которой монастырь ж стал называться Иверским. Иверский монастырь /придется все-таки процитировать/ "любил посещать Петр 1, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся фрески на стенах монастыря. Особенно царь любил слушать малиновый перезвон валдайских колоколов, который был слышен за 26 /?!/ верст." Когда были тяжелые времена в стране, Петр 1 не стал здесь снимать колокола, а приберег их на крайний случай /т.е., все равно собирался снимать/. Монастырь функционировал до 1928 года, после чего в нем размещались многочисленные конторы, окончательно все провалившие.

Местный музей /неизвестно какой - краеведческий .революции или паровозов и колокольчиков/ располагается в построенном на берегу озера путевом дворце Екатерины 2-й. В годы войны Валдай называли столицей Северо-западного фронта и в местных лесах, около деревни Плав, школьника Сережа Малин и Саша Вихров /о котором, наверное, Б. Лавренев написал книгу "Разведчик Вихров"/ нашли Алексея Маресьева. Такая вот более-менее правдивая информация.

А вот о том, что описывается в книге, и чего нет на самом деле /уже нет. Или еще нет./ Здесь упоминается некий экскурсионный теплоход, курсирующий между городом и монастырем. Теперь его вы можете наблюдать на берегу около пришедшей в упадок пристани /см. "Путеводитель" № 3"/. Здесь же упоминается стоящая на привокзальной площади 76-миллиметровая пушка с мемориальной доской со словами Михаила Матусовского: "Здесь, на земле валдайской, в сорок первом войска Северо-Западного фронта, отстаивая каждую высотку, в воде по грудь, в болотах по колено, остановили полчища фашистов, здесь каждый день мы совершали подвиг, здесь крепли наше мужество и сила, здесь зрели зерна будущей победы." Теперь привокзальная площадь заросла кустами, совершенно скрывшими орудие от посторонних глаз, а доска исчезла. Да и "хорошо сохранившиеся на стенах монастыря фрески" также следует считать тем, чего нет, т.к. стены монастыря со стороны Муравьиного острова весьма облезлые и покрыты русскими народными настенными письменами. Так что, безоговорочно верить книге во всем не следует. В той же книге упоминается и место, куда так и не собрались - Демянск.

Что отсюда можно узнать о городе? Что от Валдая до Демянска 87 км., что генерал Бек-Беренц назвал его "маленьким Верденом" и что из 20000 солдат дивизии СС "Мертвая голова" в живых осталось лишь 170. Наверное, их потом бережно сохраняли, оберегали и показывали за деньги любопытным...

6. Теперь начнем исправлять собственные упущения. Сначала - более поздние. С предыдущей страницы. Там была оставлена без комментария информация про слышимость колоколов за .26 верст. Цифра эта поражает своей точностью и категоричностью. Жителям на 27-й версте так никогда и не удавалось услышать знаменитые колокола. Интересно, а кто сумел измерить величину предела слышимости? Наверное, какой-нибудь местный Голубицкий. Или Циолковский...

7. Теперь - о более раннем. В "Путеводителе № 6" практически ничего не сказано о новых фактах из истории Тындыкского ханства, обнаруженных в Тарусе. До падения вышеупомянутого Тындыкского метеорита, тындыки вели оседлый образ жизни в районе р. Оки, но после падения, вызвавшего массовое вымирание устриц, являющихся пищей для многочисленных племен, уцелевшие тындыки перешли к кочевому образу жизни. Некоторые историки приписывают тындыкам изобретение семиугольного колеса и понятия "брь" /подобного понятиям "инь" и "янь"/, но здесь до сих пор нет полного единодушия. Единственное, в чем многочисленные исторические концепции сходятся - это в факте существования Великой Тындыкской Книги, роль которой в истории /как и Великой Книги Гамми и Книги Правильного Хозяйствования /см. С. Кинг "Талисман"//трудно переоценить. Очень трудно, т .к. сама книга до сих пор не найдена. Жизнь, быт и все остальное тындыков послеметеоритного периода в достаточной мере правдоподобно изображены в фильме "Русь измочаленная", где они выведены под именем хазар. Желающим расширить свой кругозор по этому вопросу рекомендуем изучить песню "Я - потомок хана Бабая", которую тоже можно считать историческим памятником и первоисточником.

Теперь можно приступить и к прямой цели, поставленной нами при издании этого путеводителя - рассказать о Юрьеве-Польском. Но это будет более чем нескоро, т.к. сначала мы, по уже сложившейся у нас традиции расскажем о дороге в Юрьев. Об очень длинной дороге туда. И не менее длинной - оттуда.

а/ Дорога в город Александров.

1.Ярославский вокзал. Поражает своей всеохватностью /от Архангельска до Владивостока/ и бессмысленностью /поезда на Хабаровск, Владивосток и даже Пекин все равно идут через Ярославль/.

2. Москва-3. Еще есть и такая /помимо Москвы-Сортировочной , 2-х Москв-Товарных /Курской и Павелецкой/ и 9-ти Москв-Пассажирских (Курской, Казанской, Павелецкой, Смоленской, Киевской, Рижской, Октябрьской, Савеловской и Ярославской) Расплодили... Знаменита локомотивным депо.

3.Ст.Маленковская. Названа так в честь рабочего Емельяна Михайловича Маленкова /1890-1918/, освобожденного с каторги Февральской революцией, сражавшегося с юнкерами на Кудринской площади и ставшего военным комиссаром Сокольнического района, а, вовсе не, как многие думают, в честь Георгия Максимилиановича Маленкова, бывшего в 1955-57 министром электростанций, в 1957 г. - директором Усть-Каменогорской ГЭС, а с 1958года - директором Экибастузской ТЭЦ. Просьба не путать!

4.Пл.Яуза. Знаменита фабрикой по производству зонтов, расположенной по адресу; "пл. Яуза, д. 1".

5. Пл. Северянин. Названа в честь одного из участников гражданской войны в США /1861-65/, пожелавшего остаться неизвестным. Очевидно, что ст. метро "Южная" названа тоже в честь этого же события. Чтобы никому не было обидно...

6.Ст.Лосиноостровская. Данное название позволяет сделать вывод об имевших место в прошлом фактах затопления Москвы, когда только этот участок суши и возвышался над волнами. О составе населения этого участка говорить не приходится - название говорит само за себя. Знаменита тем, что семья инициаторов и теоретиков данной поездки так и не присоединилась здесь к основной экспедиции. За что и была покарана в последующем.

7.Пл. Лось. Названа: 1 - в честь участника вышеуказанных событий; 2 - в честь инженера Мстислава Сергеевича Лося /18... - 19../, который 19 августа /?!/ 192.. года прилетел на Марс (см. повесть А.Н.Толстого "Аэлита").

8. Пл. Перловская. Названа так в честь купца Перлова, открывшего одноименную крупу и построившего чайный магазин на Мясницкой. Знаменита тем, что упоминается в литературе: "-Паспорт поддельный, - строго сказал капитан. - А картофельного склада в Перловке сроду не было." /Ю. Коваль. "Приключения Васи Куролесова."/

  1. Пл. Тайнинская. Так она сейчас называется. Какое она имеет отношение к Тайнинской башне Московского кремля - неизвестно. Но чем-то они связаны. Наверное, подземным ходом...

10. Город Мытищи. "Городом Мытищи стали с 1925г. Сейчас это крупный железнодорожный узел. "/"Имена московских улиц" под ред. А.М.Пегова, “Моск. рабочий”, 1975./ Происхождение название не установлено. Очевидно происходит оно от множественного числа некоторого предмета, внешний вид, назначение и единственное число которого утрачены. Знаменит водопроводом, чаепитием, деланием электричек, а также тем, что из города превратился в нечто более высшее - в железнодорожный узел и что сюда часто ездил С.Кизюков.

11. Пл. Динамо. Не путать с метро "Динамо". Знаменита соседством с поселком Старый Большевик. Интересно какая платформа соседствует с поселком Новый Большевик /почти как "Новый Гулливер"/? И где это все находится?

12. Пл. Победа. Правда, непонятно над кем. Очевидно, над природой /см. все газеты "Спасение"/.

13. Пл. Пирогово. Названо в честь Пироговского водохранилища. Или водохранилище - в честь платформы. А, может быть, в честь Н.И.Пирогова, почетного гражданина Москвы и др. Никто не знает...

14. Ст. Подлипки-Дачные /очевидно, как и Березки, Мрачные/, или город Калининград-областной. Оба названия -- ужасны. Знаменит ужасными мостами, многочисленными секретными заводами и тем, что там были приобретены бинокль для одноглазого "Беркут" и знаменитая походная кружка.

15. Ст. Болшево. Почему-то всегда вспоминается анекдот Е. Бородкиной: "Дети, запомните: "вилька", "тарелька "пишутся без мягкого знака, а "фасол" и "вермишел" - с ним." Угадайте, почему?

16. Пл. Валентиновка. Какое-то отношение имеет к Кизюкову-старшему, в честь которого и названа.

17. Пл. 3агорянская. Сказать о ней - нечего.

18. Пл. Соколовская. Сказать о ней - нечего.

19. Пл. Воронок. Сами понимаете -- в честь чего она так названа /если делать ударение на последний слог/. Если же делать ударение на средний слог, то еще надо подумагь -- в честь каких-таких ворОнок все это называется?

20. Город Щелково. Как и Мытищи, был провозглашен городом в 1925г. Очевидно, к 100-летию восстания декабристов. Ассоциируется исключительно с автовокзалом.

21. Пл. Гагаринская. Сказать о ней - нечего.

22. Пл. Чкаловская. Довольно-таки странное авиационно-космическое единодушие названий можно объяснить только тем, что в этом был какой-то смысл. Мы его пока найти не можем.

23. Пл. Бахчиванджи. Названа в честь Григория Яковлевича Бахчиванджи /1909-1943/, великого испытателя самолетов. Знаменит тем, что предсказал свою смерть за несколько дней и тем, что в 1973 (!) году был удостоен звания Героя Советского Союза.

24. Пл. Циолковская. Названа в честь Великого Глухого, Народного героя Константина Эдуардовича Циолковского /5/17/сентября 1857г-19 сентября 1935г./, сына лесничего, преподававшего с 1880г. в Боровском уездном училище, а с 1892г. -в Калужской гимназии и епархиальном училище, написавшего ряд исследований по философии и лингвистике/?!/, видевшего Бога в телескоп и так и не ставшего академиком. Все остальное о нем вы должны знать из школьного курса физики. А если хотите еще что-нибудь узнать, ищите в архивах Госфильмофонда дипломную работу студентов ВГИКа "Детство Циолковского". Там вы столько узнаете...

Вспоминается и известная фраза Дениса Викторова: "Когда на старой фотографии я увидел, сколько в Калуге колоколен, я сразу понял, почему Циолковский был глухим".

25. Пл. Осеевская. Если продолжать цепь ассоциаций с предыдущими названиями, то можно предположить, что названа так она тоже в честь какого-то летчика. Или космонавта.

26. Пл. Монино. /см. песню А.Розенбаума "Скрипач а идиш Моня"/. Расположена в 3 км. от города Лосино-Петровский, чего могло и не быть, если бы при строительстве жел. дороги в районе ст. Чкаловская, ее зачем-то не повернули на юго-восток. Тогда бы она прямиком прошла через город с непонятным названием /интересно, какое отношение имели лоси к царям Петрам?/. Знаменит полусекретным авиационным музеем, в котором можно видеть скульптуры "Ленин, провалившийся в болото" и "Ленин и красноармеец", а также купить книгу Ш.И.Агнона "В сердцевине морей".

27. Пл. Кашино. Как услужливо подсказывает память, какое-то Кашино было чем-то связано с Лениным. Только не подсказывает, какое. Типа, там лампочку Ильича впервые повесили.

28. Пл. Лесная. Сказать о ней - нечего.

29. Пл. /точнее, ст. / Фрязево. Здесь вы можете пересесть в другой поезд и поехать куда угодно -во Владимир или на Курский вокзал. Все время путается со ст. Фрязино, на которую поворачивают некоторые поезда на ст. Болшево. Обе станции названы в честь Алевиза Фрязина, построившего Московский кремль.

30. Опять мы вынуждены приносить вам свои извинения. По вине вечно пьяных наборщиков опять произошла путаница статей. Статья № 28 должна выглядеть так: " 28. Пл. Колонтаево. Сказать о ней - нечего, т.к. к А.Ф. Коллонтай никакого отношения не имеет. " Пункт 28 считать пунктом 29, 29 - 30. Главное в нашем деле - во время заметить и почти исправить.

31. Пл. Металлург. Здесь опять выстраивается ассоциативная цепочка с металлургически-машиностроительным уклоном. Но здесь все более-менее понятно. Все дело в п. 32.

32. Город Электросталь. Давненько мы не сталкивались с несоответствиями в первоисточниках. Так вот -- столкнулись. Читая МСЭ, узнаем, что "до 1938г.-3атишье" Откроем СЭС: "Возник в 1916г. До 1928 г. - Затишье, с 1938г. - город". Кому верить? Поверим СЭСу, как более новому. Знаменит электрометаллургическим заводом "Электросталь" им. Ивана Федоровича /Тевадросовича/ Тевосяна /1902-1958/, бывшего с 1950-53гг. министром черной металлургии, а с 1956г. - послом СССР в Японии /см. СЭС/, которому для выплавки стали требуется очень много электрической энергии , которую он и перекачивает из п.40 /см. далее/. Всю, без остатка.

33. Пл. Машиностроитель. Наверное, здесь живет Великий Машиностроитель /также, как и в п.31 - Великий Металлург/.

34. Город Ногинск. Сказать о нем особенно нечего, ибо экспедициями не посещался, да и вряд ли будет посещаться.

35. Пл. Захарово. Является тупиком, по непонятным причинам, не отмеченным на железнодорожных схемах. Просим вас не путать ее с одноименной платформой Белорусского направления, находящейся по пути в очередной тупик -- Звенигород и переименованной в честь близости к А.С. Пушкину в 1992-93гг. /точное время и старое название переименования подлежат уточнению/.

36. Город Павловский Посад. Назван так в честь чего-то /или кого-то/, которого посадил император Павел 1-й. Правда, год первого упоминания названия /1328/ позволяет усомниться в вышеизложенной теории. Знаменит производством платков /не носовых, а других, более теплых и больших/. Вышеизложенную теорию происхождения названия можно применить к городам Гаврилов Посад /см. "Воспоминания Е. Плаксы"/ и Матренин Посад /см. Б. Гребенщиков "Капитан Воронин"/. Только надо более-менее точно найти этих Гаврилу и Матрену.

37. То, что в справочнике "Пассажирский транспорт Москвы"/"Московский рабочий", 1990/ называется "Пл. 2-й км.", а на карте “Московская область” /состояние местности 1981-91гг./ названо "Ост. п. Ленская". Чему верить -- неизвестно.

38. То, что там же /см. п.З7/ названо "Пл.5-й км." и "Ост. п. Ковригино". Опять несоответствие. А объяснить его можно только тенденцией местных жителей переименовать платформы с именами километровых столбов /которыми, кстати, изобилует Ярославская дорога/ во что-то похожее на народные названия.

39. То, что и там, и там/см. п.37/ называется "Пл.14-й км." Пока еще все совпадает. Значит :1-или у местных жителей истощилась фантазия; 2 - их жизнь наполнена событиями, не позволяющими заниматься подобного рода глупостями; 3 - или просто в тех местах никто не живет.

40. Город Электрогорск. Знаменит первой в мире ТЭС на торфе /она же Электрогорская ГРЭС им. Роберта Эдуардовича Классона /1868-1926//. А сам Р.Э. Классон знаменит тем, что до революции строил всевозможные электростанции и придумал способ гидравлической добычи торфа/?/, а после революции стал "участником составления /но невыполнения/!// плана ГОЭЛРО" и почему-то начал считаться "советским электротехником"/СЭС/. На местных электричках пишут "Эл-горск", что приводит незнающих в ужас, т.к. народ не может понять, что делает на этом направлении электричка на Загорск.

41. Пл. Строитель. Если учитывать наличие платформы "Красный Строитель", то дискуссии о здешнем его цвете можно вести до бесконечности. Ибо цветов на свете много... А кто живет здесь см. п. ЗЗ.

42. Пл. Челюскинская. Легко заметить, что названа она так в честь советского парохода “Челюскин” водоизмещением 7500 т., построенного в 1933 году в Дании /?/ /см. монографию Г. Елисеева "Роль Дании в мировой истории"/ и благополучно раздавленного льдами 13 февраля 1934 года в Чукотском море. А называться так пароход стал в честь Семена Ивановича Челюскина - капитана-лейтенанта /по МСЭ/ и капитана 3-го. ранга /по СЭСу/ с до сих пор не установленными годами жизни и смерти, участвовавшего во Второй Камчатской экспедиции в отрядах В. Прончищева и Х. Лаптева и открывшего мыс имени себя в 1742 году. Если кто захочет лично ознакомиться с вышеизложенными фактами, сообщим, что эту информацию вы найдете на 1502-й стр. СЭСа, между статьями: "Чельцов Иван Михайлович/1848-1904/, русский химик. Труды по взрывчатым веществам..." и "Челюсти - органы захватывания и (часто) размельчения пищи, у ряда беспозвоночных и большинства позвоночных животных... " Так что если вы не попали на нужные вам статьи, все равно информацию вы получите...

43.Пл.Тарасовская. В основном известна благодаря творчеству Ю. И. Коваля: "Удивительная все-таки станция Тарасовка. Здесь есть все, что и на других подмосковных станциях, -дачи, елочки, козы, колодцы, шлагбаумы, бочка с надписью "Русский квас". /"Приключения Васи Куролесова"/. Еще, если верить тому же автору, там находится картофельный склад, отсутствующий в П.8 /См. рассказ "Картофельная собака"/.

44.Пл.Клязьма. Названа в честь реки. В честь чего названа река - неизвестно.

45.Пл.Мамонтовская. Почему-то всегда на память приходит строка какого-то поэта /кажется, Багрицкого/: " Нас закапывали банды Мамонтова..." Очевидно, в честь этого Мамонтова и названа станция. Только жаль, поэт не уточнил его имя, отчество и место работы. Так что остается только гадать - кого - Ефима Мефодьевича, Константина Константиновича или Савву Ивановича - поэт имел в виду.

  1. Некоторые лингвисты склонны вести происхождение названия "Мытищи" от фамилии всем известного персонажа поэм И.С. Баркова, С.Кизюкова и Д. Викторова. Очень может быть.

ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ, НО НЕИЗБЕЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ.

В отличие от приписывавшейся И.С.Баркову поэмы “Лука Мудищев”, которую имеет в виду автор, поэма С.Кизюкова и Д.Викторова широким массам известна менее. Пользуемся случаем для ее обнародования. (Кстати, есть обоснованное филологическое мнение, что истинным автором “Луки Мудищева” был Н.А. Некрасов. Вот уж воистину – “я лиру посвятил народу своему...”). (О.Х.)

С. Кизюков, Д. Викторов.

“МУДОЗВОНЫ”

В московском доме трехэтажном

Жил дядя Беня Залмансон.

Откуда взялся он - неважно,

В народе звался "мудозвон".

Заслыша шорох бабьей юбки,

Бросался он наперерез

И, в трубочку свернувши губки,

Под эту юбку сразу лез.

Его оттуда доставали

При всем народе при честном,

А бабы весело визжали...

Таков был Беня Залмансон.

Но вот настали дни лихие,

Поднялись цены на еду,

Дела пошли совсем плохие,

Пошел топиться он в пруду.

Народ на улицах столпился

И закричал: “Глядите, вон,

Скорей бы старый утопился,

Зачем он нужен, мудозвон !”

Тут дядя Беня разозлился,

Топиться сразу расхотел,

И так напился, так напился,

Что облевался и вспотел.

Взобравшись на пивную бочку

Тогда сказал народу он:

На Залмансоне ставлю точку,

Теперь я просто Мудозвон.

Но возведут мне монументы,

Когда придет желанный срок !

И стал он с этого момента

В своем отечестве пророк.

И к Мудозвону потянулся

Народ со всех концов земли,

Однажды утром он проснулся

И видит - все к нему пришли.

Тогда он встал, звеня мудями,

И манифест свой прочитал.

Уж издевался над людями,

Кривлялся, прыгал и визжал.

Валитесь, братцы на колени !

Мы - обладатели мудей,

Не нужен нам товарищ Ленин,

Мы сами поведем людей.

Настанет время золотое,

Придет тот долгожданный час,

Елды отринем бремя злое,

И благодать сойдет на нас.

Берите топоры и пилы,

Руби и режь, туда-сюда,

Мудей нам звоны будут милы

И не нужна совсем елда !

И, взявши в руки инструменты,

Всяк отрубал себе конец:

Городовой, ямщик, студенты,

Игрец на дудке, жнец и жрец.

Опять народ вокруг столпился,

Услышав этот страшный звон,

Он все же своего добился,

Проклятый Беня Залмансон !

Внезапно из толпы раздался

Ужасный голос громовой.

Наш Беня сильно испугался -

Остался он один с елдой.

И бабы вдруг запричитали:

Мудищев это ведь Лука,

Его все хорошо мы знали,

Он жил вон там, у кабака !

К тому ж от бедности мизерной

Имел он на свою беду

Величины неимоверной

Восьмивершковую елду.

С купчихой как-то развлекался,

Но наглотавшись острых спиц,

Он как-то так закувыркался,

Что оказался без яиц.

Неужто он опять вернулся,

Ведь это ж ужас и позор !

Неужто дух его проснулся,

С каких же он спустился гор ?

Тут двери дома открывались

И появлялся сам Лука,

Его слова сопровождались

Качаньем мерным елдака.

“Что толку от мудей звенящих,

Когда оторвана елда ?

Ведь этим звоном настоящих

Дел не наделать никогда.

Теперь погибло ваше племя,

Поддавшись этому козлу,

В России мудозвонства семя

Всегда приводит лишь ко злу.

Себя вы сами наказали,

Но неповадно было чтоб,

Хоть вы меня совсем не знали,

Устрою вам сейчас уёб.

Да, это я, Лука Мудищев,

И вовсе я не умирал”.

И здоровенною елдищей

Он всех вокруг поубивал.

Добрался он до Мудозвона

И оторвал ему елдак,

И, не закончив похороны,

Сей дух отправился в кабак.

На погребенье Мудозвона

Народ пришел с окрестных сел.

Тут дух Луки явился снова

И эпитафию прочел.

“Под этой каменной плитою

Лежит наш Беня Залмансон,

Восьмивершковою елдою

Повергнут злобный мудозвон.

И пусть отпразднует столица

Последний бой елды моей,

Ведь здесь врага ее гробница

Их гнусной славы мавзолей !”

сентябрь 1992 г.

42. Кстати, упоминающийся в п. З6 капитан Воронин - ни кто иной, как В.И. Воронин -полярный капитан “Сибирякова”, "Челюскина" и ледокола "Ермак", спасавший в 1928 году экспедицию У. Нобиле и вдохновивший Б. Гребенщикова на создание знаменитой песни: "Но люди верили ему, как отцу,/ Они знали, кто все должен решить./ Он был известен, как тот, кто никогда не спешит,/ Когда некуда больше спешить."

46.Станция Пушкино. Подобно путанице названий Фрязино - Фрязево, существует аналогичная ей пара Пушкино - Пущино /см. "Путеводитель № 2"/. Правда, в настоящее время, опасность перепутывания заметно снизилась. Хотя и не у всех...

47. Пл. Заветы Ильича. Знаменита благодаря упоминанию в песне: “Ура! Опять пришла пора/ Любить грозу в начале мая,/ И, как весенний первый гром,/ Мешком посуды грохоча,/ И разгулявшихся детей,/ По всей платформе собирая, Мы едем на пикник в Заветы Ильича.” / А. Иващенко, Г. Васильев./ На первый взгляд, эти строки вызывают недоумение, т. к. какой пикник можно устроить в довольно большом, одноименном с платформой, дачном поселке. Однако, вспомнив собственные пикники в Лианозово, вам уже так не будет казаться. Да и в песне это открыто сказано: "Ура! Опять пришла пора,/ Опять весна на белом свете,/ и над проснувшейся Москвой/ Гремит звероподобный клич,/ Гуляй, рванина, веселись,/ Играй в футбол и пей "Эрети",/ Как нам в семнадцатом году/ И завещал Ильич."

48. Пл. Правда. Оставим эту тему без комментариев, т.к. политике не место в подобного рода изданиях.

49. Пл. Зеленоградская. Никакого отношения к Зеленограду /равно как и к Зеленоградску/ не имеет. Имеет отношение к нос. Зеленоградский, в честь которого и называется.

50. Пл. 43-й км. Точнее, остановочный пункт. Сказать о нем - нечего. Мог бы называться "Нагорное", но почему-то не называется.

51. Ст. Софрино. Оказалось, что около нее от железной дороги отходит ветка на г. Красноармейск, о существовании которого автору стало известно только недавно.

52.Пл. Ашукинская. В 4-х км. от нее находится усадьба "Мураново", которая в 1985 году /год издания книги "Подмосковье. Музеи. Мемориалы. Памятники. "/была на реставрации.

5З.Пл.Калистово. Соседствует с дер. Лесная Сказка и пос. Росхмель.

54.Пл. 55-й км. Сказать о ней нечего, ибо даже на карте она не показана.

55.Пл. Абрамцево. В 2-х км. от нее находится усадьба "Абрамцево", принадлежавшая одному из Мамонтовых /См. п.45/ и знаменитая лежанкой Врубеля и довольно-таки красивой церковью, которую можно наблюдать из окон электрички справа по ходу движения.

56.Ст.Хотьково. Более подробно о ней см. "Путеводитель № 9".

57.Пл.Семхоз. Соседствует по расположению с одноименным городом и поселком Конкурсный; а по названию - с пл. Совхоз Рязанского направления.

  1. Город Загорск /он же -- Лубоцк, он же -- Сергиев Посад/. Знаменит Троице-Сергиевой лаврой с колокольней архитектора Ухтомского. Более подробно см. "Путеводитель № 9".

59. Пл. 76-й км. Здесь можно наблюдать массовый исход оборотней из электрички.

60. Пл. 81-й км. А здесь вы будете наблюдать исход собирателей прошлогоднего снега, благополучно проживающего в окружающих лесах.

61. Пл. 83-й км. Сказать о ней -- нечего.

60. Оказывается, здесь Ярославскую жел. дорогу пересекает некая широкоразветвленная магистраль. О степени разветвленности можно судить по тому, что доехать по ней можно в поселки Скоропусковский /знаменитый Скоропусковским опытным заводом/, Реммаш /знаменитый секретным подземным заводом и гигантскими опятами/, Богородское /ничем незнаменитое/ и город Дмитров /см. сборник "Сказания о воздвижении Креста Господнего во граде Дмитрове"/.

62. Пл. Бужаниново. Очевидно .названая честь камчадалки Бужениновой из рассказа Ю. Нагибина "Квасник и Буженинова". Или в честь буженины.

63.Пл. 90-й км. Нам остается только констатировать частичное /а иногда и полное/ отсутствие фантазии у Тех, Кто Дает Названия Местам. Хотя, с другой стороны в этом есть и некоторый смысл - всегда можно узнать величину вашего удаления от вокзала. Или не от вокзала.

64.Пл. Арсаки. Находится уже во Владимирской области. А называется в честь обитающих в эти местах племен. Примерно таких же как мягки или митьки.

65.Пл.Струнино. Сказать о ней -- нечего.

66. Город Александров. Более подробно о нем см. Ч.2.

67.Ст.Балакирево. Называется в честь шута Анны Иоанновны /см. "Путеводитель № 9" /Балакирева из вышеуказанного рассказа /см.п.62/. Существует единственная электричка "Москва-Балакирево ", которую постоянно отменяют.

68.Пл. Александров-2. Сюда вы можете доехать на электричке "Александров-Орехово", в которую вы успеваете впрыгнуть за минуту до ее отправления, простояв до этого почти полчаса за выписанными вручную билетами, которые, как оказалось, можно спокойно купить в электричке. Продажа многометровых билетных лент происходит постоянно -- устающих контролеров тут же сменяют свежие силы. По поводу электрички можно сказать, что настолько проваленного поезда ранее встречать не доводилось. Так местные жители развлекаются. Или приезжие и проезжие.

69. Город Карабаново. Если наблюдать его с железной дороги, кажется бесконечно малым. Впрочем, как и большинство подобного рода городков.

70.Пл. 126-й км. Находится в лесу.

71. "Узловая" станция Бельково. Когда, читая в расписании на Ярославском вокзале маршруты поездов дальнего следования, вы видите гордую надпись "через Бельково" -- не верьте! Ибо, представляя в этом месте мощнейшую узловую станцию с разветвленной сетью местных электричек и пригородных автобусов, вы жестоко ошибетесь. Вашему вниманию будут предложены не очень густой лес, в меру бескрайнее поле и пока еще не до конца развалившаяся халабуда, именуемая станцией. Вы могли бы надолго поселиться здесь, но на ваше счастье довольно быстро появляется обратная электричка. На которой вы и возвращаетесь в п. 66. Теперь вы знаете что это такое. Правда, непонятно, что здесь могут делать дальние поезда?

72. Город Киржач. Многократно упоминается в многочисленных рассказах. По словам Д. Викторова знаменит автозаправочной станцией, церковью и рекой Киржач. А по словам всех остальных Киржач знаменит дачей вышеупомянутого товарища.

  1. Станция Кипрево. Чтобы попасть сюда, надо еще раз посетить п. 65-71, только на этот раз на поезде почти дальнего следования "Александров - Юрьев-Польской". Отправляется из Александрова он вечером, ведет его Тарзан /см. "Словарь"/, желающих ездить в том направлении более чем достаточно и вам остается радоваться по поводу наступления праздника, ибо только по праздникам Тарзан прицепляет к паровозу целых 4 вагона /вместо положенных 2-х/, которые и так берут штурмом. Если вам повезло и вы сидите на этих древних креслах, то можете немного расслабиться, получить очередную порцию весеннего солнца, которое всю дорогу будет светить в ваши окна и послушать о развитии логического мышления в Народной среде. О самой же станции сказать особенно нечего.

ТРАДИЦИОННОЕ ПРИМЕЧАНИЕ ИЗ “СЛОВАРЯ”.

ТАРЗАН - Народное название машиниста в гг. Юрьев-Польский и Александров. Согласно преданию, в детстве был похищен паровозами и воспитан в их среде. (О.Х.)

74. Ст. Желдыбино. Народ, выходящий, здесь, сразу же бодро направляется в близлежащий лес. Из чего можно сделать вывод, что там он и живет.

75. Ст. Коробовщинская. Если верить карте "Владимирская область", то в ее районе находится пос. Коробовщинский. А также имеющаяся в наличии деревня Коробовщино, расположенная в 10км.к западу от нее, около п.74. Так что верить названиям можно далеко не всегда. В чем мы неоднократно и убеждались.

76. Город Кольчугино. К нему вы подъезжаете уже в сумерках /кстати, электрическое освещение в поезде отсутствует/, поэтому особенно сильное впечатление на вас производит гигантское колесо обозрения, одиноко стоящее на краю леса. Наверное, это сделано для увеселения местных чертей, благополучно обитающих в лесу.

77. То, что на карте обозначено "каз. 183 км.". Нами не обнаружено и расшифровке не подлежит.

78. Очень большой поселок Бавлены. Здесь все сразу начали вспоминать некую бабу-Лену-Чаушеску-из-Малоярославской-гостиницы. Именно здесь и выходит большая часть едущих в поезде, причем выясняется, что на протяжении всего пути двери вагонов оставались открытыми и приятный освежающий ветерок, иногда прорывавшийся в вагон, именно оттуда и появлялся.

79. Город Юрьев-Польской. О нем см. Ч.2.

80. Город Гаврилов Посад. См. п. 36. Туда Е. Плакса отбыла на следующий день.

81. Железная дорога, идущая дальше. Вообще-то, если верить расписаниям Ярославского вокзала, то напрямик в Юрьев можно доехать на поездах до Кинешмы /отправлением из Москвы в 21.40 и 0.10/ и Шарьи /в 20.50/ Но это гарантировало бы вам приезд сюда в 5 утра и бессонную ночь /и обошлось бы дороже/. Так что пользуйтесь уже нами пройденным путем!